Поиск
Контакты

Натха-сампрадая

Натха-сампрадая

Натха-сампрадая, Йога-сампрадая, Орден канпхата-йогов
духовное направление, основанное гуру Горакшанатхом 

Санскр. नाथ (nātha) सम्प्रदाय (sampradāya).

Сампрадая натхов - это древнейшая йогическая традиция, берущая свое начало из тантрических направлений, существовавших во времена Маха Йоги Горакшанатха: Пашупаты, Шайва-сиддханта, Капалики, Каламукхи, и из более ранних систем, имеющих истоки в ведических источниках, а именно: четыре ведические самхиты, брахманы, араньяки, упанишады

Адинатх, Матсьендранатх и Горакшанатх - три наиболее почитаемые Гуру (духовные учителя) в натха-йоги сампрадае, которая также известна как «Йога-авадхута-марга», «Сиддха-натха-сампрадая», «Ади-натха-сампрадая», «Йога-марга», «Сиддха-сиддханта» и т.д.

Из этих трех, Горакшанатх, почитается всеми йогинами как совершенный Маха-йогишвара, свободный от всех привязанностей, ограничений, незатронутый невежеством, эго, чувствами пристрастия и отвращения, так как он воплощен в теле. В священной литературе сампрадаи, махайоги Матсьендранатх упоминается как прямой ученик Шивы Адинатха, а его главный ученик Горакшанатх, как истинное Воплощение Шивы. Известно, что сампрадая натхов была образована Матсьендранатхом как тантрическо-йогическое направление «Кула». Позже эта традиция была усовершенствована Маха Йоги Шива Горакшанатхом, который собрал духовный опыт всех йогинов в одну стройную систему йоги.

Со временем, традиция разделилась на множество ветвей, называемых пантхи, двенадцать из которых были признаны основными составляющими натх-йоги сампрадаи:

1) Сатьянатх-пантх (также известный как Брахма-пантх)
2) Дхарма-пантх (связанный с именем Дхармараджа Юдхиштхира)
3) Рам-пантх (связанный с именем Вайкунтханатха) 
4) Натешвари-пантх (также известный как Дарьянатхи)
5) Kaнтхар-пантх (связанный с именем Кантхарнатха)
6) Kaпалани-пантх (связанный с именем Капил Муни или Капиланатх)
7) Вайрагья-пантх (также известный как Бхартрихари-пантх, основатель Бхартрихари натх)
8) Maннатх-пантх (также известный как Гопичанд-пантх)
9) Aйи-пантх (также известный как Айаке)
10) Пагал-пантх (связанный с именем Чоурангинатха или Пуран Бхагат)
11) Дхваджа-пантх (связанный с именем Ханумана)
12) Ганганатх-пантх (связанный с именем Бхишмы, сыном Матери Ганги).

Происхождение этих пантхов точно не известно. Они следуют фактически тому же самому пути йоги: все они поклоняются Шиве и их всех объединяет Горакшанатх, как Маха-йогишвара, у которого каждый из основателей пантхов получал наставления о практике йоги.

Подробнее о легендах, связанных с историей сампрадайи можно прочитать здесь: http://nathas.org/articles/panthi-napravleniya-v-uchenii/ http://nathas.org/articles/zhizneopisanie-izvestnykh-natha-yoginov/ http://nathas.org/articles/navanathi-i-chaurasi-siddhi/

У каждого пантха есть свои основные центры в разных частях страны, но все центры почитаются каждым пантхом как святыни. Горакхпур считается центром Дхарманатх-пантха, а так же Рам-пантха, и он, как полагают, был местом тапасьи Горакшанатха. Ганга-сагар - наиболее священный центр Kaпил-пантха, а Горакша-Банши Дум Дума в пригороде Калькутты - его главный центр. Харидвар также является важным центром сампрадаи.


Поделиться ссылкой: