Поиск
Контакты

Манас

Манас

मनस (manas,mānasa)

Чувственный, логический или инстинктивный, ум, сфера желаний и управитель сенсорных и моторных органов (индрий). Входит в состав антахкарана. Недисциплинированный, эмпирический ум, манас, оперирует имеющейся информацией, поступающей через органы восприятия, а также хранящейся в памяти. Для него характерны желание, нетерпение, сомнение, вера, неверие, стойкость, нестойкость, стыд и страх.

Это одна из способностей маномайя-коши, инстинктивно-интеллектуальной оболочки.

В обычном человеческом сознании манас зависит от физических воспринимающих органов чувств для получения информации, и от органов тела для совершения действий, направленных к объектам чувств. Сами же способности видения, слуха, обоняния, осязания, ощущения вкуса — в действительности есть способности ума, а не физического тела.

В Сиддха-сиддханта паддхати (I.45) приводятся следующие качества манаса:

«Желание, мысль, бессознательность, инертность, размышление — таков пятикачественный ум».

Манасу, или недисциплинированному эмпирическому уму, согласно Горакшанатху, присущи следующие качества:

  • Санкальпа (желание) — твердое намерение и воля, направленные на выявление того, что для вас наиболее значимо.
  • Викальпа (мысль) — сомнения, колебания ума, необоснованные фантазии, то, что обычно отклоняется санкальпой.
  • Мурччха (бессознательность) – обморок или безрассудство, происходит в состоянии замешательства ума.
  • Джадата (инертность) — жесткость, безжизненность, оцепенение свойственны природе ума.
  • Манана (размышление) — рефлексивное мышление, которое включается при обдумывании чего-либо.



Поделиться ссылкой: