Поиск
Контакты

Ганапати

Ганапати

Ганапати

Ганеша (Санскр. गणेश от гана — группа существ; категория, вид чего-либо и иша — владыка, господин), или Ганапати ( Санскр. गणपति от гана и пати — повелитель) — одно из самых важных и широко распространенных божеств в Индуизме. Ганеша повелевает ганами — свитой Шивы; и, одновременно, Ганеша — владыка категорий, того, что воспринимают и классифицируют наши чувства и ум. Поэтому Ганеша воплощает собой пробужденное различающее знание, олицетворяя способность (благодаря буддхи) различать явления и события, классифицировать их. В джйотише Ганапати наиболее часто соотносится с энергиями таких грах как Будха и Кету.

Ганеша призывается перед началом любой важной деятельности, в начале пудж, хаванов, молитв и других ритуалов поклонения как устранитель препятствий, а также как Бог мудрости, обучения, знания и благополучия.

Ганапати входит в пятерку наиболее почитаемых божеств индуизма, наряду с Шивой, Шакти, Сурьей и Вишну. Ганеша также занимает важное место в поклонении смарта-браминов, в их панчаятана-пудже.

«Ганеша смягчает негативные влияния Кету, устраняет множество препятствий, дарует знания, успехи в садхане и во многих начинаниях.»

Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж

«О сын, ты рожден для уничтожения Даитьев и для помощи Дэвам и браминам. Создавай препятствия для тех, кто отошел от пути Дхармы. О Винаяка, вознаграждай тех кто почитает тебя! Во всех трех мирах лишь ты один будешь достоин почитания! Каждый, кто будет почитать тебя перед началом любого ритуала, посвященного Мне, Вишну и Брахме, достигнет успеха. Любой благоприятный ритуал, начатый без почитания тебя, не принесет успеха, будь даже это Брахма, Вишну, Индра, Дэвы или я Сам.»

Линга Пурана 1, гл 105

Внешний вид

Ганапати 1.jpgЧаще всего встречаются изображения Ганеши с головой слона, причину этого объясняют различные легенды о его рождении. Однако, встречаются и мурти Ганеши с человеческим лицом, они есть всего в нескольких храмах Индии — это формы Ади Винаяка (Ади Ганапати) и Нарамукха Винаяка. 


В четырех руках Ганеши могут изображаться различные атрибуты.

В верхней паре рук Ганапати обычно держит пашу (аркан) — им оберегает от преждевременных и неосознанных поступков — и анкуш (стрекало) или топорик. Анкуш символизирует способность ускорять стремление почитателей Ганеши к духовному развитию, топорик — устранение препятствий на пути (в том числе отсекание привязанностей, препятствующих развитию). В нижней паре рук обычно изображаются бивень, лотос, раковина, сладкий шарик — в различных сочетаниях.

Отломанный бивень — символ жертвоприношения в обретении знаний. Лотос олицетворяет собой чистоту и то, что Ганеша дарует просветление преданным ему. Раковина символизирует благословения от Ганеши на победу на пути. Ладда (модак) — сладкий шарик из гороховой муки — указывает на то, что благосклонность Ганапати легко достичь. Также одна из нижних рук (а иногда обе) могут быть в абхая и/или варада мудре.

Небольшие глаза Ганеши сияют, словно драгоценные камни. Он восседает на мыши/крысе (или же она его сопровождает). Существует легенда, что крыса была демоном (или гандхарвой, по другой версии), которого Ганеша обуздал и сделал своей ваханой. Этот демон символизирует суетность и дерзость. Таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

Вахана

Как правило, в качестве ваханы Ганеши указывается мышь (санск. मूषक — мушака), однако есть менее распространенные изображения, где ваханой являются слон, лев, Шеша, павлин, лошадь.

Одна из историй гласит, что когда-то при дворе Индры жил гандхарва по имени Кронча, который был горд своими красотой и музыкальным талантом. Как-то Индра пригласил Дэвов, Риши и прочих небесных жителей в свой дворец на праздник, где апсары и гандхарвы должны были показать свое выступление. Проходя в спешке мимо Вамадевы, Кронча нечаянно наступил на палец муни, но вместо извинений, наоборот, высокомерно попросил не стоять на пути. Придя в ярость, муни проклял Крончу, с тем чтобы превратить его в мышь. Кронча испугался проклятия и бросился в ноги, умоляя простить, на что муни ответил, что забрать своих слов назад не может, но готов смягчить проклятие — Кронча в форме мыши будет служить Ганеше.

Вскоре Кронча действительно превратился в мышь и пал на землю, ко всему прочему он был мышью гигантских размеров, принося сельским жителям множество неудобств и проблем. Однажды он поселился в сельской местности недалеко от ашрама риши Парашары, посещаемого Ганешей. Видя тревогу на лицах обитателей ашрама, Ганеша решил устранить их проблемы. Он метнул свой божественный аркан в сторону мыши, и тотчас аркан сковал Крончу и притащил его к стопам Ганеши. Кронча стал просить прощения и пожелал служить Ганеше. Довольный его раскаянием, Ганеша сделал Крончу своей ваханой.

Ганапати 3.jpgСогласно другой версии, Кронча стал мышью, потому что был проклят риши Саубхари. Кронче приглянулась Маномайи, жена риши, и однажды он соблазнил ее, когда Саубхари отлучился. Но обман впоследствии был раскрыт, а Кронча - проклят.

Еще одна версия говорит о Кронче, что он был асуром, который принимал активное участие в войне Таракасуры против Сканды, представ в виде огромной скалы. Когда Cканда убил Крончу, он разделил эту скалу на части, из одной части сделал мышь и подарил ее своему брату, Ганеше.

Упоминание в письменных источниках

Основные письменные источники, описывающие величие и деяния Ганеши — это Ганеша Пурана, Мудгала Пурана, Ганапати Атхарва-ширша, Брахма-вайварта Пурана, Брахмана Пурана.

Первые упоминания Ганапати встречаются в Ригведе дважды (2.23.1 и 10.112.9), тем не менее однозначно заключить, что упоминаемый «Ганапати» это именно Ганеша, нельзя, ввиду того что используемые имена могли бы быть именами Индры, Агни, Брахмы или Брихаспати. Большинство исследователей сходятся во мнении, что культ Ганапати как современного Ганеши стал развиваться со 2-5 веков н.э. и достиг наибольшего распространения начиная с 10 века.

В среде ганапатьев и тантриков, Ганеша может рассматриваться как верховное божество, одна из форм Сагуна Брахмана, где он — творец, созидатель и разрушитель, который дарует своим преданным не только успех в начинаниях, но и благополучие, мудрость и даже мокшу. Почитание Ганапати среди тантриков наиболее детально. Ганапати описывается там не только в своей канонической четырехрукой форме с головой слона, но известно о его 4, 8, 14, 16, 32, 51 и 56 формах.

  • 4 формы Винаяк как демонических существ встречаются в Манава Грихьясутрах Кришна Яджурведы и в Байджавапа Грихьясутрах, относящихся к 6-3 веку до н.э. — это Шалакатанката, Кушманда-раджапутра, Усмита и Деваяджана.
  • В Махабхарате в Шанти Парве Винаяки упомянуты в негативном контексте, в то время как в более поздней Анушасана Парве — этот текст датируется 1-2 веками н. э. — Винаяки уже описаны в положительном ключе. Имена Винаяк — Ганеша, Ганадхипа, Ганакрита, Ганапати.
  • Мита, Саммита, Салакантака и Кушмандараджапутра — 4 манифестации Винаяки, сына Амбики, упомянуты в Яджнавалькья Смрити, 3-4 век н. э.; в другой версии Яджнавалькья Смрити их количество увеличивается на еще 2 формы: Мита, Саммита, Шала, Катанката, Кушманда, Раджапутра;
  • известно о 4 и 8 формах-аватарах Ганеши: это Махотката (Винаяка), Маюрешвара, Гаджанана, Дхумракету по версии Ганеша Пураны; и Вакратунда, Экаданта, Маходара, Гаджанана, Ламбодара, Виката, Вигнараджа, Дхумраварна согласно Мудгала Пуране;
  • 14 форм упомянуты в Видьярнаватантре;
  • о 16 формах Ганапати описывается в Аджитагаме;
  • о 32 формах говорится в Мудгала-Пуране и Шритаттванидхи;
  • о 51 форме сказано в Шарада-тилака тантре, Йогинихридайя и Нарада-Пуране;
  • в Сканда-Пуране и Меру тантре перечисляются имена 56 Винаяк, которые образуют 7 концентрических кругов, защищающих Каши (Варанаси), с Дхундхираджей в центре. Ганеша-Пурана аналогичным образом описывает 56 форм Ганапати, которые он принял в борьбе против демона Дурасады.

Ганапати 4.jpgВ настоящий момент из этого обилия форм наиболее широко распространены 16 (в тантрических письменных источниках и в виде мурти в храмах), а из них чаще всего встречаются Экакшара Ганапати, Херамба Ганапати (очень распространенный в Непале), Харидра Ганапати, Уччиштха Ганапати, Лакшми Ганапати и особенно — Махаганапати.

Семейный статус

Весьма разнообразны мнения о семейном статусе Ганапати, в зависимости от текстового источника и от региона они порой противоположны. На юге Индии более распространено представление о Ганапати как о брахмачарине. В северной Индии наоборот — чаще считается, что Ганапати женат.

  • В Шива-Пуране он, выиграв в соревновании со Скандой, получил в жены дочерей Праджапати: Сиддхи (санскр. सिद्धि совершенство, достижение) и Буддхи (санскр. बुद्धि) мудрость). Вскоре от Сиддхи у него родился сын Кшема (санскр. क्षेमा достаток, счастье), а от Буддхи — сын Лабха (санскр लाभ — доход, выгода).

  • В Мудгала-Пуране женами Ганеши тоже являются Сиддхи и Буддхи, но только они дочери Маричи, сына Брахмы. 
  • Согласно Ганеша-Пуране, Сиддхи и Буддхи — непосредственно дочери Брахмы и также супруги Ганеши. 
  • Согласно Матсья-Пуране, супруги Ганеши — это Риддхи (санскр ऋद्धि богатство) и Буддхи.
  • В Брахмавайварта-Пуране и Деви-бхагавата- Пуране у Ганеши одна супруга — Пушти (санскр पुष्टि — рост, плодородие, благополучие). Также Пушти — это шакти некоторых его форм: Вири Ганапати и Махаганапати.
  • В Бенгалии распространен ритуал женитьбы Ганеши на банановом дереве Кола Бо (колА — банан, бо — юная невеста), проводимый в саптами титхи во время осеннего Наваратри.
  • В Пуне, штат Махараштара, можно встретить изображение Ганеши с супругой Шарадой, которую соотносят с Сарасвати.
  • Иногда даже говорится о пяти супругах: Сиддхи, Буддхи, Пушти, Тушти и Шри.

Ганапати 2.jpgМнения относительно того, кто — Ганеша или Сканда — является старшим сыном Шивы и Парвати, также варьируют в зависимости от предпочтений автора, существуют весомые аргументы за каждую из сторон. Кроме того, есть региональные предпочтения: на севере чаще старшинство отдается Сканде, а на юге — Ганеше.

Легенды о рождении Ганапати 

В разные кальпы Ганапати манифестировал себя различными способами (многие из которых описаны в Пуранах), именно поэтому истории о рождении Ганеши весьма разнообразны. В наиболее распространенном представлении о происхождении Ганеши говорится, что он является сыном Шивы и Парвати, хотя в то же время существует ряд легенд описывающих его как рожденного только от Парвати, или же рожденным только от Шивы, или же Нерожденного.

В писаниях, посвященных целиком Ганеше — Ганеша Пуране, Мудгала Пуране, Ганапати Архарваширше — однозначно утверждается, что он есть Высшая реальность, Брахман. В более ранних источниках, например в Рудра Самхите из Шива-Пураны, упоминается о многих манифестациях Ганапати в различных кальпах:

«Брахма сказал: 5. Из-за разных кальп существует несколько историй рождения Ганеши. Согласно одной, он был рожден от Махадева. Голова Ганеши, когда на нее упал взгляд Шани, была отсечена и замещена головой слона. 6. Сейчас будет рассказана история рождения Ганеши в Швета-кальпе, когда голову Ганеше отсек милостивый Шива.»

Шива-Пурана, Рудра-самхита, Кумара-кханда, гл.13

Ганеша, рожденный только от Парвати


В гл. 54 Вамана-Пураны Шива говорит Парвати, что ее сына будет звать Винаяка, потому что он nāyakena vinā — рожденный без участия мужа.

«Риши спросили: 27. Если вся эта вселенная, состоящая из подвижных и неподвижных существ, включена в Пракрити, как тогда Ганеша смог сохранить свою отдельную сущность? Пусть это будет объяснено. Ломаша ответил: 28. Господь Ганеша был рожден непосредственно от Пракрити. Ганешвара имел ту же самую форму что и Шива. 29-30. Битва между Шивой и той благородной душой, кто был Пракрита, началась из-за невежества. Она продолжалась долгое время без перерывов. Заметив, что он [Ганеша] был непобедим, пока был верхом на слоне, Шамбху своим тришулом повалил его на землю вместе со слоном. 31. Затем Махадэв, уничтожитель врагов, был восхвален Верховной Шакти. Затем Господь сказал Высшей Шакти: «О, прекрасная леди, выбери дар себе.» 32-33. От Махадева был выбран превосходный дар: «О, Господь, тот кто был убит тобой, несомненно, был моим сыном. Будучи рожденным как часть Пракрити, он пребывал в заблуждении. Поэтому он не знает Тебя. Чтобы вознаградить меня, оживи моего сына.»

Сканда-Пурана

Ганеша, рожденный от Шивы и Парвати


Ганапати 5.jpgСогласно Линга-Пуране, однажды Дэвы, видя совершаемые без малейших ошибок ритуалы Дайтьев, собрались вместе, чтобы создать препятствия для них. Наблюдая как асуры и брамины на земле легко совершают ритуалы раджасичной и тамасичной природы ради собственной выгоды и причинения вреда Дэвам, они стали просить Шиву о даровании миру Вигнешвары, создателя препятствий.

Откликнувшись на их просьбы, Шива взглянул на Парвати, и из них обоих немедленно материализовался ребенок с головой слона. Все Дэвы были удивлены и рады видеть божественного ребенка. В его руках были тришул и аркан, он был украшен лучшими из украшений и одет в прекрасные одежды. Шива, взяв его на руки, произнес:

«О сын, ты рожден для уничтожения Даитьев и для помощи Дэвам и браминам. Создавай препятствия для тех, кто отошел от пути Дхармы. О Винаяка, вознаграждай тех кто почитает тебя! Во всех трех мирах лишь ты один будешь достоин почитания! Каждый, кто будет почитать тебя перед началом любого ритуала, посвященного Мне, Вишну и Брахме, достигнет успеха. Любой благоприятный ритуал, начатый без почитания тебя, не принесет успеха, будь даже это Брахма, Вишну, Индра, Дэвы или я Сам.»

Ганеша — сын нескольких матерей

В Падма-Пуране приводится такая история рождения Ганеши: Парвати из мазей, которые использовала для очищения тела во время купания, слепила фигурку человека с головой слона. Однажды, играя во время купания, она выбросила эту фигурку в воды Ганги. В благоприятных водах Ганги эта фигурка разрослась до огромных размеров и заполнила собой весь мир. Парвати тогда сказала, что это есть ее сын, то же самое вслед сделала и Ганга.

«Эта форма с головой слона стала почитаться богами как Гангея (сын Ганги); и Махешвара дал ему — как Винаяке — верховную власть над своей (Шивы) свитой.»

Падма-Пурана, гл 43.

Несколько иная версия этой легенды говорит, что Ганеша был рожден демоницей с головой слона, Малини. Она жила в лесах на берегу Ганги и однажды выпила воду, которую Парвати после своего купания вылила в Гангу. Сын, рожденный Малини, имел пять голов и четыре руки и был очень красив.

Узнав о рождении такого ребенка, Парвати пошла на берег Ганги посмотреть на него. Там она обнаружила Малини, которая пыталась успокоить плачущего мальчика. Почувствовав близость с этим ребенком, она спросила Малини о его происхождении. Поняв с ее слов, что действительно произошло, Парвати сказала, что ребенок ее, и попросила вернуть его. В этот момент из вод реки проявилась богиня Ганга. Она возразила, что на самом деле ребенок принадлежит ей, так как это она доставила воду от Парвати к Малини и именно благодаря ей произошло зачатие.

Они долго спорили, не желая отступать каждая от своей позиции, пока наконец не позвали Шиву решить этот вопрос. Видя, как Парвати все более приходит в ярость, Шива все взвесил и решил, что ребенок в большей степени принадлежит Парвати. Он дал ребенку имя Вигнешвара и соединил пять его голов в одну.

Ганеша, рожденный только от Шивы 

В Вараха-Пуране описывается легенда, схожая с предыдущей из Линга-Пураны: видя как действия праведных сталкиваются с неисчислимыми препятствиями, а действия злонамеренных легко воплощаются, Дэвы пришли на Кайлас просить Рудру о помощи. Все вместе они обратились к Рудре о создании препятствий злу.

Слушая их просьбу, Рудра остановил свой взгляд на Уме, и в его уме возник вопрос: почему нет формы его, Рудры, в небесах? Почему есть на земле, есть в воде, есть в огне и воздухе, но как может быть так, чтобы ее не было на небесах? Осознав это, Рудра засмеялся. Силой его знания, силой того, что Рудра увидел в небесах, силой того, что было сказано Брахмой как источником всех живых существ, силой смеха Рудры, силой всех четырех элементов: притхви, джала, агни и вайю, проявился блистательный мальчик с сияющим лицом, выглядевший в точь как Рудра, ошеломивший всех Дэвов своим ослепительным сиянием.

Созерцая этого мальчика, Ума не могла отвести глаз. Видя его ослепительную красоту и думая о непостоянстве женского ума, Рудра пришел ярость и проклял его.«Он должен будет получить лицо слона, свисающий живот и яджнопавиту из змей», — сказав это, Рудра поднялся. Тело его сотрясалось от гнева, с каждым его движением воды обрушивались на землю и бесчисленное множество Винаяк с головой слона возникало, с разнообразным оружием в руках. Вскоре весь мир наполнился Винаяками. Тогда Брахма сказал:

«О Дэвы, вы благословлены Парамешварой! Действиям асуров несомненно будут препятствия! О Господь, позволь тому, кто родился из твоего рта (смеха), Ганапати, быть главой этих Винаяк, и они будут его последователями. Позволь ему пребывать в остальных четырех элементах вместе с тобой. Тогда Рудра сказал: Пусть твоими именами будут Винаяка, Вигхнакарта, Ганеша и Бхавапутра и пусть все эти Винаяки, с глазами полными ярости и отваги, будут твоими слугами, пусть они приносят успех во всех действиях. Пусть тебя почитают в самом начале жертвоприношений и ритуалов, и в остальных делах даруй успех тогда. Воспрепятствуй всему, если не будет сделано так.»

(Вараха-Пурана, гл 23)

Ганапати в йогическом мировоззрении

В Натха-сампрадае Гаджабели Гаджакантхарнатх, один из Наванатхов, считается воплощением Ганеши и его йога-рупой. Согласно легенде, после того как Ганеше приставили голову первого встреченного существа, а им оказался слон, Шива понял свою ошибку и пообещал ее исправить. Шива в форме Горакшанатха, путешествуя по мирам, однажды посетил Ганеша-локу, вернул Ганеше прежний вид и посвятил его в практики лайя-йоги. И сказал, что, завершив садхану, Ганеша станет одним из его самых ближайших учеников и будет покровительствовать многим йогинам. Так и произошло: Ганапати стал бессмертным сиддхом, одним из Девяти Натхов, и у него было много учеников, из них двое наиболее известные — Рамнатх и Паваннатх.

Ганеша играет большую роль и для тех, кто идет йогическим путем. В «Ганешатхарва-ширше» говорится:

«त्वं मूलाधारस्थितोऽसि नित्यम् ।

त्वं (Ты, т.е. Ганеша) स्थितोऽसि (являешься тем, кто находится) नित्यम् (постоянно) मूलाधार (в муладхара-чакре). Т.е. благодаря почитанию Ганеши йогин способен пробудить Кундалини-шакти в муладхара-чакре.

त्वं शक्तित्रयात्मकः

त्वं (Ты) आत्मक (сущность) त्रय (трех) शक्ति (Божественных сил). Это могут быть также энергии трех форм Кундалини: нижней — в муладхара-чакре, верхней — в сахасрара-чакре, и той, что в центре между ними. Поэтому Ганеша не только пробуждает энергию в муладхара-чакре, но и ведет к полной йогической реализации. Он также является сущностью Иччха-, Джняна- и Крия-шакти.

त्वां योगिनो ध्यायन्ति नित्यम् 

त्वां (Ты) являешься योगिनो (для йогинов) नित्यम् (постоянным) ध्यायन्ति (объектом их созерцаний).»

Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж

Согласно воззрениям натхов, возможно два различных соотнесения Ганапати с чакрами:
  1. Как правило, Ганапати соотносят с муладхарой: как почитание любого Божества начинается с почитания Ганеши, так и муладхара является основой, первой среди чакр.
  2. Реже встречается соотнесение Ганапати с вишуддха-чакрой, так как Ганеша у натхов — а именно Гаджабели Гаджакантхарнатх — соотносится с акашей
Больше о формах Ганапати можно прочитать в статье «Тантрические формы Ганапати»

Поделиться ссылкой: