Поиск
Контакты

Чхандас

Чхандас

छन्दस्, chandas

  1. одна из веданг (разделов примыкающей к Ведам пояснительной обрядовой и научной литературы), древнеиндийские трактаты по метрике, объясняющие и трактующие ведический поэтический метр;
  2. священный гимн в Ведах;
  3. метрический размер строфы в санскритском стихосложении, ее ритмическая структура. Мантра, исторически взятая из строфы текста, сохраняет ритмичность чхандаса, присущего этой строфе, хотя слогов в мантре уже может быть меньше. Чхандас является одной из характеристик мантры и указывается в винийоге к ней.

Внутренний ритм строфе придает чередование длинных и коротких слогов в определенном порядке. Строка в строфе называется пада, слог называется акшара. В санскрите стихосложение определяется количеством слогов в паде (силлабичность) и упорядоченным расположением длинных и коротких слогов внутри нее (метричность).

Выделяют три стадии развития индийского стихосложения:

  • раннее индийское стихосложение, ведический стих. Основные размеры в нем – это два на основе короткой пады: «гаятри» (строфа из трех 8-сложников) и «ануштубх» (строфа из четырех 8-сложников) плюс два на основе длинной пады: «джагати» (из четырех 12-сложников) и «триштубх» (из четырех 11-сложников). Тремя последними из этих размеров написаны более ¾ Ригведы. Чередование долгих и кратких слогов определено только для концовки пады.
  • классическая санскритская поэзия, в ней чередование долгих и коротких слогов уже более упорядочено. Самым употребительным размером стала «шлока» – две пады по 16 слогов. Это основной размер «Махабхараты», «Рамаяны» и других текстов. На основе четырех основных размеров возникает ряд новых путем фиксирования разных вариантов чередования долгот и краткостей.
  • появление системы размеров «матра-чхандас» или «гана-чхандас», где основой стала мера длительности слогов «матра», равная краткому слогу или половине долгого слога. Группа из матр называлась «стопа» или «гана».

Самым употребительным из таких размеров стал «арья» – стих (пада) из 7,5 стоп (гана), каждая длительностью по 4 матры (всего 30 матр).

Прежняя система размеров, в которой основой все-таки оставалось количество слогов («акшар»), называется «акшара-чхандас».

Основные метрические размеры:

Гаятри: три пады по 8 слогов (24 слога)

Ее вариант ничрид-гаятри 7+8+8 (23 слога)

Классический пример – Гаятри-мантра, или Савитри (первая строка служит предварением мантры, состоит из oṃ и маха-вьяхрити bhūr bhuvaḥ svaḥ):

oṃ bhūr bhuvaḥ svaḥ
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

Ануштубх: четыре пады по 8 слогов (32 слога)
Примером может служить отрывок из Пуруша-суктам, Ригведа (Х, 90, 15):

saptā syāsan paridhayas
triḥ sapta samidhaḥ kṛtāḥ |
devā yad yagñaṁ tanvānā
abadhnan Puruṣaṁ paśum||

Джагати: четыре пады по 12 слогов (48 слогов)
Пример из Ригведы (IX, 83, 1)

pavitraṃ te vitataṃ brahmaṇas pate
prabhurghātrāṇi paryeṣiviśvataḥ |
ataptatanūrna tadāmo aśnute
śṛtāsa id vahantastat samāśata ||

Триштубх: четыре пады по 11 слогов (44 слога)
Примером может служить отрывок из Ригведы (Х, 90, 16):

yajñena yajñam / ayajanta devās
tāni dharmāṇi / prathamāni āsan |
te ha nākaṃ / mahimānaḥ sacanta
yatra pūrve / sādhiāḥ santi devāḥ ||

Шлока: две пады по 16 слогов (32 слога)
Пример из III части «Океана сказаний» «Сомадевы» (XI век)

sundopasundanāmānau / bhrātarau dvau babhūvatuḥ
asurau vikramākrānta / lokatritayadurjarau
tayor vināśakāmaś ca / dattvājñāṃ viśhvakarmaṇā
brahmā nirmāpayām āsa / divyanāriṃ tilottamām
rūpām ālokituṃ yāsyāś / caturdikkaṃ catunnukhaḥ
babhūva kila śarvo 'pi / kurvāṇāyāḥ pradakṣiṇam

Некоторые другие метрические размеры:

  • Двипада гаятри – 2х8 (16 слогов)
  • Двипада вирадж – 2х10 (20 слогов)
  • Ушних – 4х7 (28 слогов)
  • Брихати – 8+8+12+8 (36 слогов)
  • Панкти – 5х8 (40 слогов)
  • Махапанкти – 6х8 (48 слогов)
  • Вирадж – 4х10 (40 слогов)


Поделиться ссылкой: