Поиск
Контакты

Ардханаришвара

Ардханаришвара

Ардханаришвара

Ардханаришвара (санскр. अर्धनारीश्वर ardhanārīśvara) также известен под именами Ардханаранари, Ардханариша, Ардханаринатешвара (Господь танца, кто наполовину женщина), Ардхаюватишвара (Господь, чья половина юная девушка), Парангада, Наранари, Аммиаппан.

Описание

Классически Ардханари изображается, имеющий правую мужскую часть и левую женскую. В шактийских источниках иногда встречается обратное изображение сторон, где правая часть женская, что в большей степени делает акцент на женской ипостаси, находящейся с доминирующей правой стороны.

Такие тексты, как śilparatna, aṃśumadāgama, sakalādhikāra, viṣṇudharmottara и другие, в которых есть разделы, посвященные иконографии, подробно описывают детали двух аспектов единого божества.

Ардханаришвара, имеющий десять рук и три лика, Храм Дарашурам

Правая мужская половина имеет джата-мукуту (спутанные волосы) с ниспадающей на нее Гангой, волосы украшены полумесяцем и ее обвивают змеи; в ухе часто изображают кундалу; он носит яджнопавиту или нага-яджнопавиту.

В зависимости от того, с каким количеством рук изображается Ардханари, а их может быть две, три, четыре и редко восемь-десять (изображение из храма Дарашурам), в его руках может быть тришул, парашу, шанкха, акша-мала, одна из рук может принимать варада- или абхая-мудру.

Левая женская половина имеет красивые волосы, украшенные цветами, голову этой половины украшает каранда-мукута и в ее ухе валика-кундала. Она одета в красивые одежды и ее руки украшают золотые браслеты. В ее руках могут быть лотос, зеркало или она может держать попугая.

Чаще всего Ардханаришвара изображается с общим третьим глазом, однако можно встретить изображения, где у женской половины тилак или бинду.

Символика

На более высоком уровне практики тантрической садханы он почитается в практиках верхних амнай, так как Ардханаришвара – символ слияния Кундалини с Парамашивой в сахасрара-чакре. Ардханаришвара, хотя в основном связан с левой и правой сторонами, но также он еще и символ союза неба и земли, низа и верха, всеприсутствия. Ардханаришвара – это реальность, которая присутствует в сахасрара-чакре, где Шива и Шакти в предельной связи, они оба пронизывают собой все свое мироздание. Их союз – это союз света и звуковой вибрации, которые лежат в основе сотворения всей Вселенной.

Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж

Ардханаришвара представляет собой синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруша и Пракрити) и иллюстрирует, как Шакти, женский принцип Бога, неотделим от Шивы, мужского принципа Бога. Союз этих принципов возвышается как причина и суть всего творения. Другая точка зрения заключается в том, что Ардханаришвара является символом всепроникающей природы Шивы.

Из пяти ликов Шивы, Вамадева находится с северной стороны, а Агхора с южной. «Вама» – означает красота, также – женщина. В каулических ритуалах, таких как лата-садхана, женщина садится с левой стороны от мужчины. Богиня Вама – это та, кто сотворяет Вселенную. Северная сторона – это левая сторона, а Агхора – правая.

Северная сторона для индийцев связана с умиротворением, тонкостью восприятия. Там задействованы все силы на то, чтобы восприятие перешло сначала в пространство творческого сознания, максимально развивая тонкое тело, в конечном счете поднимая сознание к его полной свободе, к мукти.

Правая же сторона, или направление, где пребывает Агхора, позволяет преодолевать внешние препятствия мира, южная сторона – это именно война, «раджас», где надо подавлять бушующие страсти.

Йогические тексты поэтому и говорят, что йогин, который попадает под влияние «солнца», «раджаса», идет к погибели, идет к Яме, который и связан с южной стороной. Если это перевести на понятный язык, то йогин должен гибко использовать все изменчивые формы для достижения чего-либо, но они не должны его «поглощать», увлекать.

Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж

Почитание

В «Шарада-тилака-тантре» дана шестислоговая мантра: रं क्षं मं यं औं ऊं (raṁ kṣaṁ maṁ yaṁ auṁ ūṁ). На прикладном уровне почитание Ардханаришвары дарует канти (сияние энергетики), яша (славу), лакшми (богатство), вани (красноречие) и т.д. Ардханаришвара остается популярной иконографической формой, встречающейся в большинстве храмов Шивы по всей Индии, хотя очень немногие храмы посвящены этому божеству.

Датировка

Самые ранние изображения Ардханаришвары датируются кушанским периодом, начиная с первого века нашей эры и до четвертого (30–375 гг. н.э.). Его иконография развивалась и была усовершенствована в эпоху Гуптов (320–600 гг. н.э.).

Легенды

Сканда-пурана приводит несколько версий того, как появился Ардханаришвара.

Первая версия описывается в «Махешвара Кханде гл. 27–29. Гириджа (Ума) совершала суровый тапас в горах Химадри, после того как Шива назвал ее черной (кришна) и оскорбленная Ума решила оставить Кайлас, чтобы благодаря своему тапасу обрести светлокожесть. Когда она уже была готова оставить свое тело, видя ее намерение, явился Брахма и Ума произнесла свое желание:

42-43. «Я получила Шанкару в мужья в результате чрезвычайно трудного подвижничества. Бхава много раз называл меня чернокожей. Я хочу быть золотого цвета и его любовью навечно. Я хочу занимать одну из сторон Господа претов без всяких сомнений и промедлений».
44. Услышав ее слова, восседающий на Лотосе Господь сказал: «Да будет так. Отныне ты будешь занимать половину тела своего мужа».

Вторая история происходит из «Нагара Кханды» гл. 254, когда боги помешали Шиве и Шакти зачать ребенка. Для примирения с Парвати Махешвара на четырнадцатый день шукла пакши месяца Ашадха начал танцевать Тандаву. Все девы, гандхарвы, киннары, апсары, риши и ганы помогали Шиве в этом танце. Это продолжалось четыре месяца (чатурмасья), когда на четырнадцатый день шукла пакши месяца Картика Ума была довольна представлением и, в свою очередь, произнесла прославление Шиве.

87. «О Парвати, если кто-нибудь прочтет это восхваление меня, сочиненное тобой, он никогда не будет разделен со своими близкими и дорогими ему людьми. Он будет наделен богатством на три рождения. Он будет свободен от всех недугов. Получив наслаждение от всех видов удовольствий, он придет в мой город в конце».
88. Сказав это, Махеша даровал ей левую часть своего тела, которая принадлежала Вишну, и которую Парвати приняла.
89. Сторона Шарвы была с черепом в руке; и в горле имела яд. На ней была половина гирлянды из безголовых хоботов, эта половина была прекрасна и белого цвета.
90. Это та часть, которая создает кроры Брахманд, и та часть головы имела спутанные волосы. Она сияла светом бриллиантов в виде лунного месяца.
91. С одной стороны она украшена золотыми браслетами, с другой были змеи вместо браслетов. С одной стороны была шкура слона, с другой – шелковые одежды.
92. С одной стороны была Матсьявахана, другая сторона была отмечена эмблемой быка. Одной стороне служили Паршадасы, другой прислуживали женские помощницы.

«Линга-пурана» в главе 41 приводит несколько запутанную историю появления Ардханаришвары, что, видимо, связано с повторяющейся историей творения в разных кальпах.

Краткий пересказ повествует о том, что Брахма безуспешно пытался творить Вселенную несколько раз, но раз за разом жизнь во Вселенной не развивалась. После очередного краха, Брахма создал Вселенную еще раз, но жизнь в ней опять не продолжалась. Вместе с рожденными из своего ума сыновьями они стали совершать тапас, имея Верховного Господа в своем сердце, с целью продолжения творения. Когда Господь был удовлетворен, он проявился из центра лба Брахмы в форме полумужчины-полуженщины как сын Брахмы. Затем Он сжег Брахму, и с целью наполнения расширяющейся Вселенной, Господь принял путь йоги и наслаждался своей половиной, Парамешвари. Из частей ее тела были созданы Вишну и Брахма.

Далее в этой же главе рассказывается, как Брахма благодаря Рудре очистился от тамо-гуны. После этого очищения, на заре нового дня Брахмы, он, наполненный желанием творить, стал опять совершать суровый тапас, но, несмотря на большие усилия, ничего не происходило. Продолжая совершать тапас и видя отсутствие всякого результата, Брахма сначала впал в уныние, а потом в гнев. Из-за этого гнева слезы выступили из глаз Брахмы и упали на землю. Из них появились духи, преты и демоны. Видя весь мир населенный демонами, Брахма от гнева отчаяния решил оставить свою жизнь.

Из рта мертвого Брахмы в виде праны вышел Рудра и явил себя в виде Ардханаришвары, а он в свою очередь разделился на одиннадцать Рудр: Аджа-экапада, Ахибудхнья, Тваштари, Рудра, Хара, Триямбака, Апараджита, Вришакапи, Шамбху, Капардин и Райвата. Из женской половины себя он создал Уму, а она сначала создала Лакшми, Дургу, Сарасвати, а далее Ваму, Раудри, Вайшнави, Махамайю, Калавикарини, Кали, Балавикарини, Балапраматхини, Сарвабхуатадамани и Манонмани. После чего Махешвара, будучи сыном Брахмы, вернул его к жизни. И таким образом Творение стало процветать.

Тамильская легенда рассказывает о риши Бхринги.

Бхринги был одним из самых пылких поклонников Шивы, но он привык поклоняться только Шиве, умышленно пренебрегая почитанием Шакти. Через свою духовную практику Бхринги стремился превзойти аспекты существования, и именно поэтому он считал правильным поклоняться только Шиве, отделяя в своем уме Шиву от проявленной женской энергии (Шакти), от которой в действительности Шива был неотделим. Исключая полностью Шакти (женскую энергию) из молитв, которые были предложены Шиве, Бхринги оставил без почитания свою жизненную, поддерживающую энергию, которая исходила от Шакти и поддерживала его в поклонении.

Получив однажды возможность лицезреть своего любимого Господа на Кайласе, Бхринги возжелал совершить прадакшину. Для него это оказалась непростая задача, потому что Господь пребывал в форме Ардханари и, по-прежнему фанатично почитая только Шиву, Бхринги принял форму осы (или крысы в других версиях) и попытался протиснуться между Шивой и Шакти, чтобы не совершить прадакшину вокруг Парвати.

За свое упрямство он получил проклятие Парвати, которая сказала, что отныне все части тела которые достались ему от матери должны покинуть его. Таким образом, все мягкие части тела и все жидкости оставили его тело и Бхринги превратился в одни только кости, он был неспособен совершать теперь даже малейшие движения. Бхринги, однако, продолжал упорно молиться только Шиве. Полный бесконечного сострадания, Шива даровал своему преданному третью ногу для того чтобы он смог хотя бы стоять.

Связь с Горакшанатхом

Ардханаришвара – это очень значимый образ для тантрических йогинов. В Индии натхи и самые разные тантрики его считают Шивой Адинатхом.

Горакшанатх – это Шива-сварупа (истинная сущность Шивы). Согласно натховскому учению, все знания Йоги и Тантры были явлены людям от трансцендентного Шивы Адинатха. Т.е. Адинатх – воплощение Шивы и Шакти, он Ардханаришвара, Шакти Адинатха называют Ниджа-шакти (та, которая нераздельна с Ним). Потом, из Адинатха проявились отдельно Шива и Шакти, Шива позже стал Горакшанатхом, а Шакти – творческой силой, которая проявила гуны (раджас, тамас и саттву), т.е. соответствующих Богов (Брахму, Вишну и Рудру).

Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж



Поделиться ссылкой: